Организация работы финансово-экономических и бухгалтерских служб
- Финансово-экономическая и бухгалтерская служба: структура, роль и место в компании. Признаки и причины неэффективности.
- Практикум: Анализ причин неэффективности финансово-экономической и бухгалтерской службы в компании. Принятие управленческих решений. Сколько бухгалтеров и финансистов, экономистов нужно бизнесу.
- Функции и продукты финансово-экономических и бухгалтерских служб. Что и для кого мы создаем? Способы оценки качества и «полезности» продуктов финансовых и бухгалтерских служб. Оценка качествауправленческих отчетов.
- 10 основных направлений оптимизации. Комплексное применение «простых» методов. Разработка и внедрение положения о документообороте: почему документ не всегда работает?
- Оптимизация численности и подбор персонала. Оценка эффективности и обеспечение оперативности работы службы. Способы оценки времени на выполнение функций.
- Оптимизациябизнес-процессов финансово-экономических и бухгалтерских служб. Внедрение оптимизированных функциональных матриц: основные условия. Проектное внедрение: цели, сроки, взаимодействие менеджеров.
Эффективная система бюджетирования
- Оценка эффективности системы бюджетирования. Что делать, когда бюджетирование неэффективно.
- Подходы к формированию финансовой структуры на примерах компаний различных отраслей.
- Сущность и этапы построения системы бюджетирования компании.
- Эффективные практические методики бюджетирования.
- Специальные инструменты бюджетирования. Органы бюджетирования.
- Выбор программного обеспечения.
- Регламентация и автоматизация системы бюджетирования.
- Основные альтернативы бюджетированию: система сбалансированных показателей, система ранних индикаторов, риск-менеджмент.
- Материальное стимулирование как часть мотивационной политики компании. Схемы материального стимулирования.
Управление рисками
- Риски в современном бизнесе. Качественное и количественное понимание рисков. Положительная и негативная сторона прогнозов. Управление гибкостью (реактивной и проактивной).
- Риски бизнес-процессов и риски активов. Классификация активов для целей рисков.
- Культура управления рисками. Эволюция системы управления рисками. Главные провалы в бизнесе, вызванные неадекватностью систем риск-менеджмента. Развитие новых подходов к регулированию риск-менеджмента.
- Карта рисков как инструмент анализа и контроля рисков. Примеры составления карт для различных отраслей. Реестр рисков производственной компании. Составление базы произошедших рисковых событий.
- Разработка стратегии управления рисками.
- Противорисковые мероприятия: пассивные и активные.
- Внутренний контроль. Модель Coso.
- Финансовые риски. Волатильность валютного курса. Риски в мировых финансовых системах. Американское и европейское отношение к противорисковым мерам. Ужесточение регулирования.
- Оценка рисков. Количественный анализ рисков. Анализ рисков, их приоритезация. Диверсификация рисков.
- Риск и доходность. Статистика рисков. Бета-коэффициент. Безрисковая доходность. Модель САРМ.
- Управление рисками процесса с анализом последствий и причин.
Управление ликвидностью. Оборотный капитал
- Управление оборотным капиталом.
- Нехватка оборотного капитала и затоваривание. Контроль за оборачиваемостью запасов.
- Управление денежными потоками.
- Банковское кредитование и управление финансовыми рисками.
Управленческий учёт: практика применения
- Понятие, виды и место в экономической системе компании.
- Задачи управленческого учёта.
- Базовые компоненты системы управленческого учёта.
- Сопряжение систем управленческого учета с системой бухгалтерского учета.Технология постановки управленческого учета.
- Документирование в управленческом учёте.
- Создание системы адекватнойотчетности.
- Создание внутренних нормативных документов, регулирующих управленческий учёт.
- Контроль за управленческим учётом.
- Пути повышения эффективности системы управленческого учёта.
- Почему управленческий учёт – это проблема финансового директора? Автоматизация.
Система казначейства: организация, автоматизация и функции
- Организация и функции системы казначейства в компании.
- Казначейство — инструмент эффективного управления денежными средствами компании.
- Кто такой казначей? Взаимоотношения казначея с управляющим денежными средствами и финансовым директором. Примерная форма должностной инструкции.
- Ключевые функции казначейства.
- Отдел казначейства — центр прибыли или центр затрат?
- Проблемы внедрения систем управления денежными средствами и преимущества контроля их движения.
- Организация казначейства в компаниях холдингового типа.
- Внутреннее казначейство: методы перераспределения ресурсов между единицами холдинга.
- Внешнее казначейство: методы организации работы в финансовыми учреждениями.
- Кому имеет смысл внедрять казначейство?
- С чего начать внедрение казначейства?
- Этапы работ по постановке внутрифирменного бюджетирования.
- Место cash budget в системе внутрифирменного бюджетирования.
- Методика составления отчета о движении денежных средств.
- Денежная база отчета о движении денежных средств. Нужен ли казначею отчет о движении денежных средств?
- Ключевые моменты баланса и отчета о прибылях и убытках для ОДДС.
- Техника составления отчета о движении денежных средств прямым и косвенным методом в соответствии с международными стандартами (IFRS-МСФО).
Управление затратами
- Управление затратами и эффективность бизнеса
- Уровни управления затратами
- Классификация затрат
- Калькуляция себестоимости продукции
- Управление затратами и принятие оперативных управленческих решений
- Методы оптимизации затрат
Финансовая модель
- Управленческий учет.
- Unit-экономика.
- Три основные формы финмодели.
- Отчет о прибылях и убытках (ОПУ).
- Выручка.
- Расходы (постоянные и переменные, прямые и косвенные).
- Цели ОПУ.
- Заполнение и ведение ОПУ.
- Рентабельность.
- Виды прибыли.
- Примеры заполнения.
- Бухгалтерский баланс (ББ).
- Цели баланса.
- Активы и пассивы.
- Ликвидность.
- Примеры заполнения.
- Отчет о движении денежных средств (ОДДС).
- Цели ОДДС.
- Финансовое планирование.
- Платежный календарь.
- Операционная деятельность компании.
- Инвестиционная деятельность компании.
- Финансовая деятельность компании.
- Примеры заполнения.
- ROE — главный показатель для собственника компании.
- Типовые ошибки.
- Шаблоны, примеры, формулы и их разборы.
- Рекомендации и лайфхаки из личного опыта.
Контроллинг
- Контроллер как корпоративный навигатор и экономическая совесть.
- «Второе» мнение, система организационных противовесов и принцип «4 глаз». Контроллер как корпоративный навигатор, второй пилот и экономическая совесть.
- Варианты организационного оформления контроллинга. Разделение функционала контроллера и финансового директора. «Смертные грехи» контроллера. Современные требования к компетенциям контроллера.
- Особенности контроллинга в различных корпоративных культурах. Командирование&Контроль или Самоорганизующаяся система? Организационные «заменители» для функции контроля.
- Управление по целям и контрольным показателям.
- Визуализация и «оцифровка» стратегии бизнеса: финансы — клиенты — процессы — персонал. «Панели управления» для собственников, для генерального директора, для ключевых (функциональных) менеджеров.
- Система контрольных показателей (KPI) – стратегический и операционный уровни. Декомпозиция целей и показателей: компания – подразделение – должность.
- Управленческий учет и отчетность.
- Ratio (цифры) и Emotio (визуализация) в управленческой отчетности.
- Центры финансовой ответственности (центры затрат – центры прибыли – центры сервиса) и внутренние цены.
- Оценка прибыльности продуктов и клиентов (матрица продукт-клиент).
- Гибкое бюджетирование.
- Beyond Budgeting — альтернатива традиционному бюджетированию.
- «Скользящий» и гибкий бюджет. Корпоративная система норм и лимитов.
- Soft skills («мягкие навыки») контроллера.
- Коммуникация контроллера с руководителями и коллегами различных психотипов.
Управление ценностью (стоимостью) компании
- Понятие стоимости бизнеса. Определение. Концепция стоимостно-ориентированного менеджмента. Основные понятия.
- Восемнадцать факторов создания и повышения стоимости бизнеса для российских компаний малого и среднего бизнеса.
- Оценка бизнеса. Доходный, затратный и сравнительный подходы в оценке бизнеса. Методы оценки в рамках каждого подхода.
- Специфика оценки компаний в России
- Типичные причины продажи бизнеса. Психология продавца бизнеса как важный фактор переговоров.
- Продажа бизнеса как один из этапов стратегии компании.
- Порядок действий по продаже бизнеса. Экспертиза бизнеса как предмета продажи. Предпродажная подготовка. Поиск покупателя. Как искать и найти покупателя бизнеса? Типы покупателей. Каналы коммуникации с покупателями – реклама, прямые продажи и пр. Подготовка к сделке. Сделка.
- Юридическое оформление сделок купли-продажи компаний малого и среднего бизнеса. Финансовые расчеты в рамках сделок купли-продажи компаний малого и среднего бизнеса.
Налоговое планирование. Налоговый контроль
- Важные изменения в законодательстве о налоговом контроле 2019 года.
- Права Управления ФНС РФ как вышестоящего налогового органа по отношению к ИФНС РФ.
- Повторная налоговая проверка.
- Права налогоплательщиков.
- Истребование налоговыми органами документов у налогоплательщиков.