Финансово-экономическая и бухгалтерская служба. Как организовать работу в кризис
- Цели, задачи и функции ФЭС. Соответствие структуры и функций ФЭС стратегическим задачам компании.
- Зачем нужны финансово-экономические службы ФЭС в бизнес-структуре компании. Сервисы финансово-экономических и бухгалтерских служб. Оценка качества работы финансовых и бухгалтерских служб.
- Реорганизация организационных структур. Основные правила при изменениях организационной структуры.
- Внешний и внутренний аутсорсинг. Формы аутсорсинга. Централизация сервисов.
- Оценка рисков при проведении организационных изменений. Практикум. Определение готовности к изменениям и уровня рисков.
- Оптимизация численности и подбор персонала. Способы оценки времени на выполнение функций.
- Трансформация современных систем управления – от административно-командного управления к самоорганизации (Agile, бирюзовые организации, Lean Kanban).Изменение организационных моделей при переходе на цифровые технологии (SaaS).
- Удаленная работа. Тонкая грань между доверием и контролем.
- Критерии оценки управляемости. Нормы и показатели управляемости. Практикум: Тестирование организационной структуры.
- Оценка и мотивация персонала ФЭС.
Управление затратами в кризисной ситуации
- Кризиси управление издержками. Управление издержками какреальная возможность сохранения эффективности бизнеса.
- Понятия «издержки», «затраты», «расходы».
- Стратегическое и оперативное управление затратами. Кто за что отвечает.
- Классификация затрат для целей управлениябизнесом. Бухгалтерские и «не бухгалтерские» расходы и др. Использование классификации затрат для принятияэкономически взвешенных управленческих решений.
- Контроль за себестоимостью единицы производимого продукта. Калькуляция себестоимости продукции/услуг: по переменным затратам и с полным поглощением затрат – достоинства и недостатки. AB Costing.
- Управление затратами и процесс принятия оперативных управленческих решений: CVP-анализ – выгоды и возможности. Показатели CVP-анализа как индикаторы контроля за рисками в кризисной ситуации.
- Методы оптимизации затрат (аутсорсинг и аутстаффинг, ужесточение внутреннего контроля, сокращение потерь и обеспечение сохранности активов, анализ бизнес-процессов, устранение живоготруда и др.). Ожидаемые последствияприменения «удалёнки».
- Оптимизация расходов в период кризиса: инструментарий,работа со структурой затрат и её декомпозиция, формирование плана сокращения затрат и другое. Возможные пути постатейногосокращения расходов (товарные запасы, сырье, коммерческие и управленческие расходы, транспортные расходы и так далее). Взаимодействие споставщиками, работа с персоналом, привлечение «самозанятых» и другое.
Формирование финансовой модели компании
- Базовые принципы построения финансовой модели.
- Финансовая модель, бюджет, инвестиционный план – практическое понимание и применение.
- Модель – типовая структура, последовательность «сборки».
- Риск и доходность.
- Насколько важны исключения из правил (адаптация стандартных форм финансовой отчетности, внедрение элементов управленческого учета)?
- Управленческие разрезы модели, глубина детализации.
- Как разрешить проблему мотивации инвестора (дивиденды, «плата за риск» и пр.) и отразить это в модели?
- Какие риски следует принимать во внимание?
- Различия финансовой структуры моделей.
- Использование инструментов внутреннего и внешнего анализа.
- Практическое построение финансовой модели.
- Практикум: «Расчет финансового потока по нескольким предложенным вариантам».
- Тестирование сформированной финансовой модели и формирование предложений для принятия управленческих решений.
- Динамическая модель (оценка влияния изменения различных параметров на выполнение бизнес-плана) – демонстрация различных сценариев развития.
- Доходность продуктов (картина по продукту кроме операционных расходов).
- Прибыль и ликвидность («тюнингование» модели, сглаживание кассовых разрывов) – демонстрация на примере.
- Бизнес-план и бизнес-процесс (что необходимо, чтобы финансовая модель заработала).
Организация управления оборотным капиталом
- Оценка и анализ оборотного капитала компании по показателям баланса организации. Основные цели управления величиной оборотного и чистого оборотного капитала.
- Расчет потребности в оборотном капитале для финансирования операционной деятельности.
- Стратегия и тактика компании в области оборотного капитала. Политика хеджирования: подбор «безопасных» источников финансирования операционных активов (запасов и дебиторской задолженности), внеоборотных активов. Отдельные аспекты политики компании в управлении запасами. Факторы, определяющие допустимый уровень дебиторской задолженности.
- Теория и практика управления денежным циклом компании. Взаимосвязь денежного цикла и уровня чистого оборотного капитала. Методы анализа потока денежных средств, способности компании генерировать операционный денежный поток на основе анализа отчета о движении денежных средств.
- Анализ операционной деятельности по показателям отчета о прибылях и убытках: «валовая прибыль – EBITDA – EBIT – чистая прибыль»; взаимосвязь показателей с величиной оборотного капитала и денежными потоками организации.
- Управление финансовым результатом компании на основе «CVP-анализа». Практические финансовые решения.
- Практическая значимость анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»: от выделения постоянных и переменных издержек к директ-костингу и безубыточности.
- Расчет основных показателей «CVP-анализа»: маржинальный доход, точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный леверидж.