Практикумы (вопросы-ответы)
- Скачать резюме преподавателя: https://profnaviki.ru/
Можно ли по соглашению сторон вносить в муниципальный контракт изменения относительно окончательного срока выполнения работ и срока оплаты работ? ответ...
Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого Закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по заданным вопросам, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указанной статьи изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в этой части случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ, на положениях которого, в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно же п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. То, что Закон N 44-ФЗ относит срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ, по контракту к существенным условиям, на наш взгляд, видно из ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, а также п. 6 той же ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Таким образом, полагаем, что сроки выполнения работ по контракту, а также сроки их оплаты могут быть изменены только в установленных законом случаях.
Ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), ни иные нормативные акты не указывают на необходимость использования заказчиками (в том числе органами местного самоуправления) для приобретения в аренду транспортных средств без экипажа каких-либо определенных способов закупки и не запрещают заключать такие контракты с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (разумеется, при соблюдении предусмотренных в этой норме условий). Поэтому в рассматриваемой ситуации контракт может быть заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Кроме того, в силу ч. 4 той же статьи расчет и обоснование цены контракта должны содержаться и в самом контракте. Эти требования распространяются на все контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе и на заключаемые в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает следующие новые, по сравнению с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), документы, которые должны быть представлены участником аукциона в составе заявки на участие аукциона в электронной форме:
1. Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 5 ст. 66 указанного Закона).
2. Документы, подтверждающие правомочность, участника закупки заключать контракт. Исчерпывающий перечень таких документов указывается заказчиком в извещении о проведении аукциона (п. 2 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
3. Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
В перечне документов, которые необходимо подать для получения аккредитации на электронной площадке, новых документов в Законе N 44-ФЗ не появилось (ч. 2 ст. 61 Закона N 44-ФЗ и ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 этого Закона.
Как видим, во-первых, в данной норме говорится о том, что заказчик именно вправе, а не обязан проводить в указанных в ней случаях запрос предложений.
Во-вторых, в указанных в ней ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ прямо говорится, что в описанных в ней случаях - при признании несостоявшимся повторного конкурса и электронного аукциона соответственно - заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 этого Закона или иным образом в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, проведение запроса котировок в случае признания несостоявшимся электронного аукциона является правом, а не обязанностью заказчика. Заказчик в такой ситуации вправе также провести и повторный электронный аукцион.
Заключение контрактов на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) отнесено к случаям закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
Заключение же договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ должно осуществляться по итогам вновь вводимого способа закупки - запроса предложений.
Обратим внимание, что согласно ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу этого Закона, сохраняют свою силу. При этом представляется очевидным, что до этого момента заключение таких контрактов должно осуществляться в соответствии с действующими ныне правилами - Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который утратит силу только со вступлением в силу Закона N 44-ФЗ (п. 1 ст. 113 этого Закона).
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагента) в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
В самом Законе N 44-ФЗ требования к форме контрактов, заключаемых с единственным контрагентом, напрямую не содержатся. Упоминание о возможности заключения в ряде случаев контрактов с единственными контрагентами в устной форме из ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ было исключено в соответствии с п. 12 ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поэтому следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно же пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
Более того, из ст.ст. 528, 765 ГК РФ следует, в частности, что контракт должен быть заключен в письменной форме, причем в виде единого документа. Данные нормы, на наш взгляд, должны применяться при закупке у единственного контрагента государственными и муниципальными заказчиками. Кроме того, только при подписании контракта в таком виде при осуществлении закупки у единственного контрагента может выполняться требование ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, согласно которой контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Указанные требования распространяются на все контракты, заключенные у единственного контрагента, в том числе заключаемые на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, контракт, на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, необходимо заключать в письменной форме с расчетом и обоснованием его цены.
Закупки у субъектов естественных монополий в план-график включаются.
- принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
- разъяснении положений документации о торгах;
- осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
- заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
- осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Если Ваш случай аренды не подпадает под п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, Вы можете оплачивать аренду по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. [совокупный объем закупок, осуществляемых на основании данного пункта, исчисляется за годовой период. – Ред.] Отметим, что никакого отношения к квартальному периоду закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не имеют.
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. (постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия – 60 млн руб., малые предприятия – 400 млн руб., средние предприятия – 1 млрд руб.).
- Формы бухгалтерской отчетности – Бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001) и Отчет о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002) за два предшествующих календарных года с отметкой налогового органа или формы, предусмотренные УСН (Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за два предшествующих календарных года с отметкой налогового органа) (для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в течение менее двух календарных лет, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации);
- Форма КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" (за два предшествующих календарных года) с отметкой налогового органа (для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в течение менее двух календарных лет, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации);
- Для акционерных обществ – выписка из реестра акционеров, заверенная реестродержателем;
- Для обществ с ограниченной ответственностью – список участников общества (с указанием гражданства физических лиц-участников общества и долей участников в уставном капитале);
Для субъектов малого предпринимательства-индивидуальных предпринимателей:
- Форма КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" (за два предшествующих года) с отметкой налогового органа,(для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в течение менее двух календарных лет, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации);
- Декларация за два предшествующих календарных года по налогу на доходы по форме 3 НДФЛ (представляют индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения) (для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в течение менее двух календарных лет, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации);
- Декларация за два предшествующих календарных года по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (представляют индивидуальные предприниматели, применяющие УСН) (для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в течение менее двух календарных лет, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации);
- Декларация за два предшествующих календарных года по ЕНВД для отдельных видов деятельности (представляют индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности) (для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в течение менее двух календарных лет, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации).
- документ (документы), подтверждающий процент работников инвалидов и их законных представителей от общего числа членов;
- документы инвалидов, подтверждающие факт инвалидности.
- документ (документы), подтверждающие структуру уставного капитала;
- документ (документы), подтверждающие численность работников;
- документ (документы), подтверждающие среднесписочную численность инвалидов и о проценте инвалидов по отношению к другим работникам;
- документ, подтверждающий расходы на оплату труда инвалидов с указанием доли оплаты труда инвалидов;
- документы инвалидов, подтверждающие факт инвалидности.
Основания для внесенния изменений в план-график, начиная с 2016 года, предусмотрены ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.